Выбери свою прошивку!

Способы работы с ЭБУ

Большинство блоков управления позволяют считывать\записывать прошивку несколькими способами – через колодку диагностики, через отладочный интерфейс, через сервисный режим работы блока и т.д. В настоящей статье мы рассмотрим существующие способы программирования ЭБУ и попытаемся, что называется, на пальцах объяснить – чем один способ лучше или хуже другого.
 

Чтение\запись через колодку OBD2 – наиболее простой и доступный способ чтения и записи прошивки. Возможен на очень многих автомобилях.

 

Плюсы:

+ Удобство использования - не нужно ничего снимать, разбирать, вскрывать и т.п.

+ Как правило, не нужно "подготавливать" файл прошивки (переносить область калибровок из "тюна" в сток).

+ Относительно безопасен - многие флэшеры при записи по OBD2 сами следят за корректностью структуры прошивки, пересчитывают контрольную сумму, переносят синхронизацию иммобилайзера и т.д.

Минусы:

- Не все системы управления позволяют считывать и\или записывать прошивку по OBD2. На каких-то ЭБУ такая возможность отсутствует в принципе. На каких-то ЭБУ, требуется предварительное снятие защиты от записи модифицированных прошивок.

- В большинстве случаев, по OBD2 читаются\пишутся не все области памяти ЭБУ, а только область калибровок.

- На некоторых ЭБУ операция чтения через OBD2 выполняется очень долго (по несколько часов).

 

BDM и JTAG – условно, эти два способа можно назвать «инженерными» способами чтения\записи. Их суть заключается в работе с памятью ЭБУ через одноименный отладочный интерфейс. Для этого блок управления снимается с автомобиля, его корпус вскрывается, а программатор подключается, непосредственно, к контактам отладочного интерфейса, расположенного на самой плате ЭБУ. Многие блоки управления с процессором Motorolla MPC5xx имеют на плате отладочный интерфейс BDM. А многие блоки с процессором Renesas SH705x имеют интерфейс JTAG.

 

Плюсы:

+ Возможность вычитывать и записывать все области памяти ЭБУ.

+ Как следствие из предыдущего пункта, возможность создавать полную резервную копию памяти ЭБУ, а также возможность «клонировать» блоки управления.

+ Возможность восстанавливать «уваленные» блоки управления, после неудачной записи через OBD2.

+ Возможность записать в ЭБУ все что угодно. В том числе, прошивку на базе другого софта (в случаях, когда по OBD2 такой возможности не предусмотрено).

+ Гарантированно работает при любых раскладах (при наличии самого интерфейса на плате и поддержки такого ЭБУ в программаторе).

+ Высокая скорость обмена данными при операциях чтения\записи.

Минусы:

- Менее удобен в использовании, по сравнению с работой по OBD2 – нужно снимать ЭБУ с автомобиля, вскрывать корпус, вручную подключаться к контактам интерфейса и самого ЭБУ. Зачастую требуется искать недостающую информацию (расположение ЭБУ на автомобиле, распиновку ЭБУ и т.д.).

- Повышенные риски при работе. В частности, риск повредить плату ЭБУ при вскрытии блока.

- Нужно подготавливать "файл" прошивки. Как минимум, переносить область тюнингованных калибровок.

 

BSL режим – еще один «инженерный» способ взаимодействия с памятью ЭБУ. Отличается от BDM и JTAG принципом работы. Чтение\запись происходит не через отладочный интерфейс, а с помощью встроенного аппаратного загрузчика ЭБУ. При этом процессор ЭБУ запускается, в так называемом BSL-режиме, путем изменения физического уровня сигналов на определенных контактах процессора (такие контакты еще называют бут-пинами). Если говорить простыми словами, то для запуска ЭБУ в BSL-режиме требуется ряд действий. Как правило, это замыкание определенных контактов на массу, допайка резисторов, подача определенного напряжения на бут-пин и т.п.

 

Минусы и плюсы работы в режиме BSL, по сути, такие же, что и у BDM\JTAG: риски выше, работать сложнее, зато возможностей больше.

 

BSM – Bosch Service Mode (иногда его называют TSM - Tricore Service Mode, если речь идет про блоки управления EDC17\MED17 с процессором Tricore) – способ чтения\записи прошивки ЭБУ, доступный на подавляющем числе ЭБУ марки Bosch. Как следует из названия, данный способ позволяет работать с памятью ЭБУ через “сервисный режим Bosch”. Процедура осуществляется путем прямого подключения к разъему ЭБУ, без вскрытия блока.

 

Плюсы:

+ Те же самые, что и любого «инженерного» способа.

+ При этом всем, вскрывать ЭБУ не требуется!

Минусы:

- Для подключения все равно придется снимать ЭБУ с автомобиля, искать распиновку, подключаться «на столе». Либо держать в наличие кабели для быстрого подключения к ЭБУ на автомобиле.
 

Комбинированные режимы – Это режимы, при которых часть операций выполняется одним способом, а часть – другим. К примеру, OBD2+BSL, где снятие защиты ЭБУ выполняется в BSL, а запись модифицированных калибровок делается через колодку диагностики. Если в описании прошивки идет речь про комбинированный режим, то, вероятнее всего, это единственный способ записи модифицированной прошивки на данном ЭБУ. Выводы о плюсах и минусах, в данном случае, не уместны.
 

Прямое подключение к разъему ЭБУ – Это даже не совсем способ, а, скорее, исключение из правил. На некоторых автомобилях (особенно отечественных), отсутствует возможность чтения\записи прошивки через колодку диагностики. Причины, как правило, банальны: в OBD2 отсутствует CAN. Либо, для выполнения операции требуется подача напряжения на определенный контакт ЭБУ для разрешения программирования. В остальном, работа через прямое подключение ничем не отличается по функциональности от работы через OBD2. А по количеству необходимых телодвижений требуемых от мастера, очень похожа на BSM\TSM.
 

В данной статье мы рассмотрели наиболее популярные способы работы с памятью блоков управления, а также указали плюсы и минусы каждого из этих подходов. Очевидно, что с различными ЭБУ возможно работать только определенными способами. К примеру, с ЭБУ который поддерживает чтение\запись по JTAG, навряд ли получится работать через BSL.

В заключение, хотелось бы еще добавить, что существует множество других способов чтения\записи. В том числе и более изощренных. К примеру, способ с выпайкой микросхемы Flash и прошивкой ее на внешнем программаторе. Впрочем, подобные подходы, с каждым днем, все реже и реже используются в реальной практике.